Эта книга создана на основе вводного курса, прочитанного в Hartford Seminary Foundation, и предназначается в первую очередь для подготовки слушателей к решению тех языковых проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время миссионеры в чужих странах. Однако наш курс слушали также и те, кто начинал готовиться к специальной лингвистической деятельности — к анализу, переводу, преподаванию и т. д.
Подготовка и специализация учащихся были в высшей степени различными — от литературы и философии до медицины и ядерной физики. Среди них были американцы, владеющие только своим родным языком (для них этот курс был первым опытом изучения языка), и люди, бегло говорящие на нескольких экзотических языках. Книга родилась из конспекта, который неоднократно пересматривался и является плодом многолетнего опыта чтения вводных курсов по языкознанию. Кроме того, первоначальный мимеографированный вариант книги был проверен на практике в других учебных заведениях при самых различных усло
... Читать дальше »
Одновременно с ростом интереса к исследованию языка произошло коренное изменение и в преподавании конкретных языков. Языки, которые предыдущие поколения не сочли бы достойными серьезного внимания, изучаются теперь по строго разработанным программам. Заметно увеличилось число языковых систем, подлежащих изучению, и возникла необходимость в более широкой теории. Дескриптивная лингвистика стала, таким образом, существенной частью новейших программ по языку. Об этом свидетельствует введение курсов дескриптивной лингвистики во многих американских колледжах и университетах. Более того, эти курсы завоевывают
Есе большую популярность. В силу установившейся традиции антропологи и раньше в процессе подготовки знакомились с методикой лингвистических „полевых" работ, а специализирующиеся в области языка нередко слушали курсы по романской филологии и т. п. Однако эти и аналогичные им курсы весьма различались по содержанию и установкам. В настоящее время интересы обеих групп, по-видимому, сближаютс
... Читать дальше »
Язык — одна из наиболее важных и характерных для человека форм поведения. Именно поэтому он всегда привлекал внимание ученых. В последние годы, однако, в области языкознания произошли значительные перемены: если некогда изучение языка было почти полностью ограничено изучением отдельных языков, в первую очередь языков Западной Европы и классической древности, то в последнее столетие наряду с
исследованием отдельных языков стали изучать язык и в более широком аспекте.
В ходе развития каждая общественная наука сталкивается в пределах своей области с проблемами языка. И психология, и социология, и антропология 1 исследовали язык и как вид человеческой деятельности, и как систему, взаимодействующую с человеческой личностью, обществом и культурой. Язык вторгся даже в область технических наук, и это заставило инженеров серьезно заняться изучением человеческой речи. В результате мы располагаем в настоящее время хорошо разработанными приемами изучения языка с самых различных точек зрения.
Каж
... Читать дальше »