Главная » 2014»Июнь»13 » Дескриптивная лингвистика - Предисловие автора - 2
17:19
Дескриптивная лингвистика - Предисловие автора - 2
Одновременно с ростом интереса к исследованию языка произошло коренное изменение и в преподавании конкретных языков. Языки, которые предыдущие поколения не сочли бы достойными серьезного внимания, изучаются теперь по строго разработанным программам. Заметно увеличилось число языковых систем, подлежащих изучению, и возникла необходимость в более широкой теории. Дескриптивная лингвистика стала, таким образом, существенной частью новейших программ по языку. Об этом свидетельствует введение курсов дескриптивной лингвистики во многих американских колледжах и университетах. Более того, эти курсы завоевывают
Есе большую популярность. В силу установившейся традиции антропологи и раньше в процессе подготовки знакомились с методикой лингвистических „полевых" работ, а специализирующиеся в области языка нередко слушали курсы по романской филологии и т. п. Однако эти и аналогичные им курсы весьма различались по содержанию и установкам. В настоящее время интересы обеих групп, по-видимому, сближаются, и во
многих учебных заведениях можно теперь читать единые общие курсы по дескриптивной лингвистике. Изучающие другие социальные науки также начинают испытывать потребность в подобном курсе. Лингвистические курсы перестают быть придатком отдельных специализированных циклов и привлекают все новых и новых слушателей.
С учетом всех этих изменений и был написан наш учебник. Он предназначается не только для будущих лингвистов, но и для читателей других специальностей и научных интересов. Многие из тех, кто будет пользоваться учебником, вероятно, заинтересуются вопросом о месте дескриптивной лингвистики в ряду смежных дисциплин, но будут лишены возможности прослушать специальные курсы, посвященные этой проблеме. Вот почему мы сочли правильным по возможности расширить круг рассматриваемых проблем. Краткие экскурсы в область исторического языкознания и диалектологии, в теорию коммуникаций и акустическую фонетику включены прежде всего для того, чтобы показать их тесную связь с дескриптивной лингвистикой. В курсах, ставящих более узкие задачи или более ограниченных по объему; соответствующие главы можно опустить