Юбилей сегодня отмечает один из самых ярких режиссеров российского театра. Алексею Бородину – художественному руководителю РАМТа – 70. Коллеги называют Бородина великим экспериментатором. Режиссер постоянно в поиске новых форм.
Накануне юбилея Алексей Бородин на работе. Казалось бы, дело привычное: "Берег Утопии" в репертуаре РАМТа уже четвертый год. Но репетиция в этот раз как перед премьерой. Каждую сцену режиссер заставляет прогонять заново.
- Сейчас, сейчас, сейчас… вот тут нам надо решить.
С ног на голову привычную жизнь театра поставили грядущие гастроли в Испанию. Сцена там вдвое меньше, чем рамтовская. Главная забота Бородина – как выстроить на ней этот масштабный спектакль. Не до дня рождения:
- Надо, конечно, сквозно пройти мимо всяких дат. Они, конечно, прямо скажем, такие – будто не к тебе относятся. Просто по количеству прожитых лет. Но если я еще дышу, если у меня есть силы, я должен работать!
Вот уже 30 лет Бородин поднимает самые, казалось бы, неподъемные проекты. В Московский театр для детей (так раньше назывался РАМТ) он пришел в 80-м. Театр переживал тяжелый период "застоя". Как говорит Бородин, надо было "открыть окна". Потому буквально сразу – сверхамбициозная задача – "Отверженные" Гюго. Спектакль даже не уместился в один вечер – играли два. С аншлагом.
"Надо накапливать в себе такую энергию противостояния и стойкости. Мне кажется, что это требует большого усилия воли человека, который способен смотреть на жизнь несмотря ни на что", - убежден режиссер.
Это он привнёс в название театра слово "молодежный", тем самым расширив его репертуар, сделав, по сути, для всех возрастов. О Бородине говорят как о режиссере, способном перенести на сцену всё что угодно, даже то, что и вовсе на ней невообразимо: фантастику Стругацких – спектакль "Малыш" – и "Марсианские хроники" Бредбери, драматургический опыт журналиста Юрия Щекочихина – "Ловушка № 46, рост второй" и детектив Акунина "Эраст Фандорин".
"Он способен увлечься секретами вообще. Ему нравятся вещи таинственные, непознаваемые", - рассказывает Заслуженный артист России Евгений Редько.
Он выносил действие из зала на парадную лестницу – в "Беренике", придал новое звучание классике – в "Чехов-GALA", первым в России представил "Берег Утопии" Стоппарда. Трехчастный, девятичасовой. Злые языки шептали: не осуществимо. И что же? Два года репетиций – и, как писала пресса, премьера, достойная войти в историю.
Это "Берег Утопии" репетировался опять же, и наступил кризисные момент, когда никуда это не двигается, - рассказывает Заслуженная артистка России Татьяна Матюхова. - Это было наблюдение со стороны. Кто-то из артистов сидел в фойе, темном, никого нет. И Алексей Владимирович шел со сцены к себе в кабинет. И вот он идет и себе вслух: "Меня никто не собьёт с пути, меня никто не собьёт с пути".
Любимая фраза Бородина – "Ждать и верить, даже несмотря на то, что не дождешься". Жизненная философия – в стремлении к утопии. Об этом, так или иначе – почти все его спектакли. Артисты – кстати, почти все бывшие ученики – боготворят своего художественного руководителя. За заражающий, безграничный оптимизм. Но мало кто знает, чего это ему стоило. Его выпуск из ГИТИСа в 68-м совпал с вводом танков в Чехословакию. В результате дипломный спектакль "Два товарища", поставленный в Смоленске, был неправильно истолкован партийным руководством – на десятилетие перед молодым режиссером закрылись двери столичных театров. Впрочем, об этом Бородин вспоминать не любит. С головой окунается в работу.
Сейчас помимо подготовки к гастролям – репетиции нового спектакля "Траур Электре к лицу". Премьера – зимой следующего года.