В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти - произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще (по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей. В Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41 гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для создания Танцующей Смерти. Но изменив материал, Гольбейн преобразовал и нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую фреску.
Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась: Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность и злоупотребление властью.
За первыми четыремя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы.Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Явление Смерти происходит, когда Адама и Еву изгоняют из Рая. Снаружи их ждет ликующая Смерть. Отныне каждый человек должен умереть.
В своей Пляске Смерти Гольблейн часто использует образ песочных часов, символизрующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти присутствуют песочные часы.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой Римским, который еще не знает, что Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации Императора.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием. На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции.
Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет сквозь стадо овец.
Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от напыщенности и богатства клерикальной элиты. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей.
Герцог отталкивает женщину и её ребенка.
Адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
На другой картине Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл - символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость И бедный всегда проиграет дело.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах (восновном против крестьян - подавляя бунты), теперь сталкиваются с гораздо более опасным и непобедимым оппонентом - Смертью. Дворянин отчаянно пытается защитить себя, но могила под его ногами недвусмысленно намекает на исход противостояния.
Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем.
Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель провосудия. Она жестока когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой.
Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.
Ниже приведен список гравюр гольбейновской "Пляски Смерти" (41 гравюра). В оригинале каждая из них содержала также цитату из Библии на латыни. 1 - Сотворение (Creation) 2 - Искушение (Temptation) 3 - Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion of Adam and Eve) 4 - Адам возделывает землю (Adam tills the soil) 5 - Кости человечества (?) (Bones of all men) 6 - Папа Римский (Pope) 7 - Император (Emperor) 8 - Король (King) 9 - Каридинал (Cardinal) 10 - Императрица (Empress) 11 - Королева (Queen) 12 - Епископ (Bishop) 13 - Герцог (Duke) 14 - Аббат (Abbot) 15 - Аббатисса (Abbess) 16 - Дворянин (Nobleman) 17 - Канонник (Canon) 18 - Судья (Judge) 19 - Адвокат (Advocate) 20 - Сенатор (Senator) 21 - Проповедник (Preacher) 22 - Священник (Priest) 23 - Монах (Monk) 24 - Монахиня (Nun) 25 - Старуха (Old woman) 26 - Врач (Physician) 27 - Астролог (Astrologer) 28 - Богач (Rich man) 29 - Торговец (Merchant) 30 - Моряк (Seaman) 31 - Рыцарь (Knight) 32 - Граф (Count) 33 - старик (Old man) 34 - Графиня (Countess) 35 - Дворянка (Noblewoman) 36 - Герцогиня (Duchess) 37 - Уличный торговец (Peddler) 38 - Пахарь (Ploughman) 39 - Ребенок (Child) 40 - Судный день (Last Judgment) 41 - Герб Смерти (Escutcheon of Death) В 1545 году, в пятом лионском издании Пляски Смерти Гольбейна ряды "танцующих" пополнились. 12 новых персонажей скорее всего были нарисованы не Гольбейном, а неизвестным художником, который позже добавил их к оригинальным сценам. Между Ребенком (39) и Судным днем (40) здесь появляются: 42 - Солдат сражающийся со Смертью. Мертвые воины лежат у их ног. На заднем плане скелет играет на барабане. 43 - Смерть и Демон вместе нападают на Игрока 44 - Смерть вливает вино в рот Пьянице 45 - Смерть тянет Глупца за одежду, одновременно играя на волынке. 46 - Смерть не дает Разбойнику ограбить старую женщину (как благородно с её стороны!). 47 - Смерть ведет Слепого, ухватив его трость. 48 - Смерть ломает телегу Возничего, который не теперь не может управлять ею. 49 - Больной бродяга просит мылостыню на улице (Но Смерти здесь нет!) - далее идут четыре гравюры, изображающие "путти" ("putti" - полнотелые ангелочки) В 1562 и снова в Лионе очередное переиздание включало в себя еще четыре гравюры. Между Пахарем (38) и Ребенком (39) появились: - Путти. 50 - Невеста, танцующая со Смертью. Справа изображен трубадур играющий на лютне. 51 - Жених и Смерть. - Еще путти. Это переиздание включало и 12 картин из переиздания 1545-47 года. Итого 54 гравюры, что является самым большим сборником "Плясок Смерти" за всю историю. Все они доступны для ознакомления в галерее. Гольбейн также создал Алфавит Смерти и занимался оформлением ножен для кинжалов, изображая на них - как вы думаете,что? правильно! - Пляску Смерти.
|