Даниэль Хопфер (ок. 1470, Кауфбойрен (Kaufbeuren) – 1536, Аусбург (Augsburg)) - немецкий гравер и оружейник. Считается первым, кто использовал в своих работах технику офорта уже в конце пятнадцатого века. Автор множества ксилографий.
Сын художника Бартоломея (Bartholomäus) Хопфера и Анны Сендлерин, Даниэль Хопфер переехал в Аусбург будучи молодым человеком. И уже в 23 года (1493) стал подданным этого города.
В 1497 году женился на Кристине Гримм, сестре Сигизмунда Гримма – аусбургского аптекаря, врача и, главное, издателя. У пары родилось три сына: Йорг, Иероним и Ламберт (Jörg, Hieronymus and Lambert). Двое младших впоследствии продолжили дело своего отца. Иероним в Нюрнберге, а Ламберт в Аусбурге. Сыновья Йорга, Георг и Даниэль, в свою очередь, тоже стали известными граверами, которых патронировал, ни много ни мало, сам император Максимиллиан II (Emperor Maximilian II), чей преемник, Рудольф II (Rudolf II), присвоил Георгу дворянский титул.
Даниэль Хопфер занимался оформлением оружия. Однако только для двух работ доказано его авторство: щит 1536 года, который сейчас хранится в мадридском музее Армерия, и меч, выставленный в Нюрнберге в Germanisches Museum. В берлинском Немецком историческом музее (German Historical Museum) хранится аусбургский конный доспех, датируемый 1512 или 1515 годами. Он украшен рисунками Хопфера, но доказательств того, что их сделал сам Хопфер не существует.
Гравировка на металле с помощью кислоты известна в Европе с начала 15 века. Однако искусная, тщательно продуманная отделка оружия и доспехов, по крайней мере в Германии, появилась только к началу 16 века и была, вероятно, «импортирована» из Италии. И, несмотря на то, что наиболее ранние из сохранившихся офортов принадлежат А. Дюреру и датируются 1515 годом, есть все основания полагать, что Даниэль Хопфер использовал эту технику уже в конце 15 века.
Семейство Хопферов процветало в Аусбурге, и уже к 1505 году Даниэль купил себе дом в центре города. Хопфер стал членом комитета гильдии кузнецов, которая в то время включала в себя художников и граверов, по причине тесного их сотрудничества при изготовлении декоративного оружия. К слову, Аусбург считался одним из наиболее авторитетных производственных центров в то время.
Умер Хопфер в Аусбурге в 1536 году. Художественное наследие получило широкое признание уже при его жизни. А в 1590 году Хопфера посмертно признали изобретателем искусства офорта в тексте дворянской грамоты его внука Георга.
Ранние офорты Хопфера исполнены в линейной манере, но в дальнейшем он сам и его сыновья, разработали более сложные техники, которые историки оружия называют «стиль Хопфера». Все силуэты располагались на черном фоне, с точками, свидетельствующими о множестве проколов пластин иглой. Такая техника, очевидно, была крайне трудоёмка и требовала от мастера предельной аккуратности. Не известно более ни одного художника, который бы использовал в последствии такой метод. Все пластины были сделаны из железа, в то время как итальянцы, например, использовали только медь даже много лет спустя.
Никто из Хопферов не обучался живописи или рисованию. Все их творения сопровождаются налётом некой наивности и простоты. Но необычайное разнообразие хопферовских работ сделало их предметом коллекционирования: оттиски с религиозными сюжетами для ювелирных изделий, фигурки военных (особенно Лендскнехтов), портреты уважаемых людей, простолюдинов, иллюстрации мифов и фольклора. Полный список работ Хопфера уникален. Каждая вещь создавалась для того, чтобы удивить клиента. Тем не менее, Хопферы не стеснялись и воровать идеи у современников. Так, из 230 известных гравюр Даниэля Хопфера 14 являются копиями работ других мастеров (в основном Андреа Мантеньи - en.wikipedia.org/wiki/Andrea_Mantegna). Из 82 гравюр Иеронима лишь меньшая часть являются оригинальными произведениями искусства. Не менее 21 сюжета украдено у А. Дюрера, примерно 30 гравюр являются плагиатом работ Альтдорфера (Albrecht Altdorfer), Барбари (Jacopo de Barbari) и Раимонди (Marcantonio Raimondi).
Веком позже, торговец книгами и дальний потомок Хопферов Дэвид Функ (David Funck, 1642-1705) приобрел 230 пластин с гравюрами Даниэля Хопфера и распечатал их под названием Operae Hopferianae, предварительно нанеся номера на каждую. Эти номера известны как «числа Функа» и отпечатки с ними считаются вторым состоянием изначальных гравюр.
В дальнейшем только в 1802 году издательством C.W. Silberberg были сделаны оттиски с 92 пластин под общим названием Opera Hopferiana. Качество оттисков демонстрирует насколько бережно относились Хопферы к своим пластинам, выполненным из подверженного ржавчине материала. Многие из них и сейчас хранятся с художественных архивах Берлина.