Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 4 October 1472 – 16 October 1553) - немецкий гравер и художник эпохи Возрождения. Был придворным живописцем Саксонских курфюстов большую часть своей жизни. Наиболее известен работой над портретами германских королей и лидеров протестантской Реформации, которую, кслову, он принял всей душой и впоследствии стал близким дургом Мартина Лютера. Кранах также изображал религиозных деятелей, сначала в рамках католической традиции, но позже уже пытался найти новые формы, соответствующие Лютеранским представлениям об искусстве. На протяжении всей карьеры Кранах рисовал обнаженные фигуры персонажей мифологии и христианского учения. Имел большую мастерскую и оставил после себя множество версий своих работ. Его ученики и сын - Лукас Кранах Младший - публиковали картины Кранаха Старшего еще много лет после его смерти.
При рождении имел фамилию Зундер (Sunder, иногда Sonder или Sunder). Родился с Кронахе (верхняя Франкония) и учился живописи у своего отца. Из-за путаницы с фамилиями (см. начало абзаца) сейчас невозможно проследить родословную художника. Позже был взят псевдоним Кранах в честь родного города. Неизвестно где Кранах обучался ремеслу, но скорее всего с местными мастерами юга Германии или со своим современником Маттиасом Грюневальдом (Matthias Grunewald), который работал в Бамберге (Bamberg, столица Епархии, к которой принадлежал Кронах) и Ашаффенбурге (Aschaffenburg).
По воспоминаниям Гундерама (Gunderam, учитель детей художника), Кранах Старший активно рисовал уже к концу 15 века. Тогда его работы привлекли внимание курфюста Саксонии Лорда Фридриха Третьего (Duke Friedrich III, Elector of Saxony), также известного как Фридрих Мудрый. Он представил Кранаха ко двору в 1504 году. Летописи Виттенберга (Wittenberg) подтверждают слова Гундерама в том что имя Кранаха впервые появляется в финансовых отчетах 24 июня 1504 года, когда он получил 50 гульденов в качестве годового оклада за работу "pictor ducalis" (личный художник герцога). Кранах оставался на службе курфюста и его преемников до конца своих дней, сохраняя право заниматься другой работой.
Единственной зацепкой, дающей возможность судить о жизни Кранаха перед назначением в Виттенберге, остается принадлежащий ему дом в Готе (Gotha) и тот факт, что его жена Барбара Бренгбер (Barbara Brengbier) была дочерью бюргера из этого города.
Старейшая из сохранившихся работ Кранаха это Побег в Египет (1504). Картина уже демонстрирует выдающиеся навыки художника и полна изящества. Сосновый лес на заднем плане указывает на знакомство Кранаха с ландшафтами Тюрингии (Thuringia).
Под влиянием международного успеха гравюр А. Дюрера, другие германские художники того времени, даже в большей чем итальянцы степени, посвящали себя ксилографии и гравюре на меди. Возможно этим и объясняется относительно невысокий навых Кранаха в передачи цвета и тени. Основное внимание он уделял контурам. Скорее всего по этой же причине большинство образов его живописных работ изображены на темном фоне.
Большую часть наследия Кранаха составляют портреты. Можно сказать, что именно благодаря ему мы точно знаем как выглядели деятели германской Реформации и их приближенные. Так, например, Кранах изображал не только самого Мартина Лютера, но и его жену, мать и отца. Тем не менее немало его работ представляют собой портреты известных Католиков того времени, таких как архиепископ Майнца Альбрехт Бранденбургский (Albert of Brandenburg), Антуан Гранвела (Anthony Granvelle) и Фернандо Толедо (Fernando Alvarez de Toledo y Pimentel, 3rd Duke of Alba).
Дюжина портретов Фридриха Третьего (Frederick III) и его брата датированы 1532 годом. Работоспособность и масштаб деятельности Кранаха характеризует тот факт, что в 1533 году ему единовременно было выплачено жалование за "60 пар портретов курфюста и его брата". Правда это неизбежно сказывалось и на качестве работ.
Религиозные взгляды Кранаха, конечно же, испытали огромное влияние Реформации, что отражалось в его произведениях. В начале карьеры Кранах несколько раз рисовал Богоматерь. Его первая ксилография (1505) изображает её, молящуюся перед распятием. Позднее были иллюстрированы замужество Св. Катерины Александрийской, серии "Мученики" и "Страсти Христовы".
После 1517 года Кранах уже редко рисует классические религиозные сцены, все более стараясь выразить идеи Реформации. Однако портреты самих реформаторов так и остались гораздо более известными для истории искусства работами художника.
К концу своей жизни, на фоне инконоборчества Лютера, Кранах создает несколько "Лютеранских запрестольных образов" Тайной Вечери, на которых Иисус изображен в традиционной манере с гало, но в виде апостолов изображены лидеры Реформации. Кранах также является автором множества анти-католических пропагандистских гравюр, грубо исполненных и направленных против Папства и католического духовенства. Наиболее известна серия рисунков для памфлета "Страсти Христовы и Антихристовы", которые изображают сцены из Страстей Христовых, на фоне которых высмеивается современное Кранаху католичество. Так, Иисус выдворяющий торговцев из Храма сравнивается с Папой Римским продающим индульгенции.
Одна из последних работ Кранаха, законченная уже его сыном и опубликованная после смерти художника имеет довольно странный и мрачный сюжет: Иоанн Креститель указывает на распятого Иисуса Христа, кровь из раны которого проливается на портрет Лукаса Кранаха Старшего. Лютер зачитывает отрывок из своей книги: "Кровь Христа очищает от всех грехов".
Кранах умер в Виттенберге 26 декабря 1540, прожив 81 год. Оставил после себя трех сыновей и дочь. Сыновья Кранаха тоже известны как художники: Джон Лукас Кранах (умер в Болонье в 1536г.), Ганс Кранах (о его судьбе известно крайне мало) и Лукас Кранах Младший (1515-1586). Дочь Кранаха Старшего Барбара вышла замуж за Кристиана Брука (Christian Bruck) - предка Иоганна Вольфганга Гёте.
|