Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пиранези (итал. Giovanni Battista (Giambattista) Piranesi, 1720—1778) родился в Мольяно-Венето, близ города Тревизо, вошедшим потом в состав Венецианской республики. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата, а архитектуру в магистратуре в Венеции у своего дяди. Художественное образование в Риме и занимался там сперва живописью декораций под руководством Валериани, а потом гравированием под руководством Джузеппе Вази. Не выказав в этом искусстве больших успехов, он возвратился в свой родной город, Венецию, и здесь пробовал свои силы в строительном деле, но не нашел в нем поддержки и снова переехал в Рим, где награвировал целую серию листов, изображающих калек и больных. После еще одной, неудачной, поездки на родину серьезно занялся гравюрой и наконец достиг значительного совершенства в этом искусстве, воспроизводя виды и архитектурные памятники Рима и Нижней Италии.
Однако центральной темой творчества Д.Б.Пиранези были всемирно известные гравюры-фантазии. Рисунок Пиранези, демонстрирующий демоническую силу творческого темперамента итальянского мастера. Гений Пиранези добился почти музыкального звучания архитектурной композиции, колоссального эмоционального воздействия на зрителя. В своих работах Пиранези доказал, что основными средствами выразительности архитектуры как вида искусства является крупность архитектурной формы, ее масштабность, массивность, геометрические очертания, ритмика членений, насыщенность деталями. Отличительной особенностью графической техники этих произведений является кроме того резкость изобразительных ракурсов, сочная светотень, выразительный штрих. Можно с уверенностью утверждать, что дух архитектурных фантазий Д.Б.Пиранези оказал огромное влияние на культуру европейской архитектурной графики, вдохновлял на творчество ряд всемирно известных мастеров архитектуры. Гипертрофированная мощь, драматизм композиций Пиранези находят свой отклик в творчестве декораторов, живописцев, граверов, мастеров гобеленного искусства, авторов архитектурных фантазий 18, 19 и 20 вв. Так, яв-ное влияние Пиранези прослеживается в работах мастеров конца 18-начала 19 в. Д.Кваренги, П.Гонза-га, Тома-де-Томона, Давида и Фридриха Гиллея, К.Ф.Шинкеля и др. Не избежали его влияния и мастера архитектурной графики 20 в. Во многих графических произведениях советских архитекторов —И.Жолтовского, А.Щусева, И.Фомина, М.Па-русникова, Б.Мезенцева —явно читается настроение архитектурных фантазий Пиранези.
Гравюры Пиранези отличаются прекрасной светотенью, смелостью и эффектностью технических приемов. Они по большей части образуют сборники, под заглавиями: "Della maginficenza ed architettura dei Romani" (1760), "Campus Martius antiquae Urbis" (1762, 2 т.), "Antichit à romane" (1766—84, 4 т.),
"Antichit à della Magna Grecia"
"Antichit à di Pompei" (2 т.).
"Carceri d'Invenzione"
Полное собрание гравюр Пиранези издано в 1836 г. Дидо.
|